официальный сайт газеты Стародубского района Брянской области

Сбережём наш отчий дом

08 февраля 2019

Стародуб – один из древнейших городов России. Как в немногих словах рассказать о его роли в истории нашей Родины? Задача невыполнимая. Фотографии некоторых сооружений-символов лучше поведают об этом. Памятники древнего города красноречивы. И как много они говорят каждому из нас! Облик Стародуба, как и других древних городов, неповторим, но он свой, родной, и поэтому ближе и дороже для нас. На нем печать времен и поколений, а в памятниках застыли мгновения его истории.

Людей многих поколений восхищали и будут восхищать, наполнять гордостью за человеческий гений благородная простота сооруженных бессмертных творений храмов, дворцов, памятников.

Памятники – это не просто камни, металл, превращенные в архитектурные образы. Это свидетели драматических и победоносных событий русской истории. Сохранить, показать современникам и донести до потомков памятники народной культуры – наш святой долг и обязанность. Эти творения воспитывают в нас любовь к Родине, патриотизм, пробуждают чувства прекрасного, учат доброму отношению к скромной и поэтической нашей земле.

Любовь к Отечеству

Что же есть любовь к Отечеству? Из чего она складывается?

Размышляя над этим, я думаю об истории русского народа как сущности отношения к Родине, которая исходит из традиций, усвоенных с колыбели, о среде, в которой воспитывался и рос человек, о том, что дала ему школа, в которой он обучался.

Привязанность к Родине зарождается, вероятно, вокруг детских воспоминаний о первых предметах окружающей обстановки. На всю жизнь врезается в память путь в школу, дома на этом пути, здания магазинов, мимо которых ходили каждое утро, перекресток улиц, где приучали оглядывать и переходить дорогу. Если детство было проведено в деревне, запомнится опушка леса с деревьями, дорога, по которой шли из школы домой, заросший пруд, овраг и мостик через речку, тропинка, проложенная наискосок через поле. Именно такого рода воспоминания проносятся у нас с детства через всю жизнь. Эти детские воспоминания с течением времени дополняются сведениями о них, знанием истории, они углубляются и перерастают в сознательную любовь к Отечеству. Она, любовь к Родине, слагается из многих идей, понятий, мыслей, образов, воспоминаний. Рождается она не сразу. Для каждого из нас она имеет свое содержание и свою историю.

Мы часто говорим, что памятники прошлого надо охранять. Согласен. Но памятники нашей истории, нашей культуры, прежде всего, необходимо сохранять. Это нужно для того, чтобы наши исторические, культурные сокровища, и более поздние, и те, что созданы в наши дни, работали на наше время. А делать это они могут с огромной силой. Нельзя допускать, чтобы они работали против нас, против нового. Чувство патриотизма – это чувство гордости за Родину, а чтобы гордиться, нужно знать, чем гордиться и за что гордиться. Вот поэтому мы не должны только охранять наши памятники. Нужно заставить их действовать, возвышать душу, звать на новое, на будущее. Но зачастую выходит так, что памятники нашей истории, нашей культуры молчат.

Боюсь, что некоторые будут мне возражать. И, действительно, как сообщить об исторической роли храма Рождества Христова – старейшей святыни нашего города. Однако, надо суметь донести молодежи смысл исторического факта. Ведь в старину у русского храма было много функций. Колокольня храма – это дозорная вышка. Каменные стены – защита и убежище от врага. Глубокие подвалы и тайники, обязательные в древнем храме, – хранилища казны и ценностей, продовольствия. Не потому ли в нашем городе было так много храмов с высокими колокольнями?! Это собор Ново-Николаевский, Спасо-Преображенская церковь, церковь Вознесения Господня и другие. Многие из них в разное время уничтожены, и мы видим их только на фотографиях. У оставшихся многое утрачено. Как к ним следует относиться молодежи? Но ведь отношение и определяется знанием.

Умолкнувшие колокола

Стародубские церкви в старину славились на всю округу как по письму образов, так и по звону колоколов. Сейчас колокола в наших церквях не звонят. В лучшем случае можно услышать их в магнитофонной записи. Нам в детстве довелось еще слушать настоящий колокольный звон с колокольни Богоявленской церкви. Единственная церковь в нашем городе, которая пережила войну и в которой велась служба после войны, сохранилась.

Слушая мерные удары колокола с подголосками маленьких колоколов, испытываешь глубокое волнение. С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека. Колокольный звон объединял людей на праздниках и перед лицом неприятеля. Колокола звали людей на совет, в непогоду указывали дорогу заблудившимся путникам, часобитный колокол отсчитывал время. Покорив город, неприятель первым делом увозил из него вечевой колокол, а русские цари за провинность отправляли колокола, как людей, в ссылку.

Сами по себе колокола не звонят. Бронза молчалива, как молчалив и рояль, пока не коснулась его рука музыканта. И не думайте, что в колокола звонить так просто. Вести мелодию несколькими разноголосьями может только мастер, музыкант с хорошим слухом, вкусом и пониманием дела.

Почему я так много говорю о храмах? Да потому, что оставшиеся храмы – это немногочисленное украшение нашего родного города, архитектурные маяки Стародуба. Они одухотворяли и одухотворяют сейчас прекрасный и трогательный вид города и являются зримой историей. Церковь – это часть нашей жизни, она делает её чище, душевнее, учит умению прощать.

Все завоеватели, приходившие на нашу землю, стремились уничтожить архитектурные и исторические памятники. Татарское нашествие сжигало храмы, Наполеон приказывал взрывать колокольни, о фашистах и говорить не приходится: их глумление над нашими памятниками не знало предела. Задумаемся над этим. Отчего стены зданий, статуи, церкви вызывали такую ярость врагов? Они хотели лишить нас исторической памяти, хотели смести следы нашей исторической жизни. Чтобы нам нечем было гордиться, чтобы мы не чувствовали за своей спиной столетий. Без осознания прошлого, связи с ним мы были бы слабы духом. Сражаясь с врагами, наши отцы и деды сражались за право помнить прошлое, и нам надо учиться у них всему доброму и светлому, сохранять и преумножать то, что сохранили и отстояли они. Порой, разрушая старое, мы сами лишаем молодых людей интереса к истории.

Нередко и в своём доме у нас оказывались противники красоты старины, которые переиначивали её в угоду своим вкусам. Это оборачивалось невосполнимыми потерями. В таких случаях обычно говорят: «Время не пощадило». Время всё стерпит. Но время тут ни при чём. Чаще всего красоту губит безразличие или злая воля людей.

Большая работа сейчас в нашей стране проводится по восстановлению, созданию и сохранению памятников. И надо сохранять их так и в таком виде, чтобы они не оставались безмолвными. Особо пристальное внимание к сохранению культурного наследия вызвано ещё и тем, что идёт строительство и при этом затрагивается целостность некоторых исторических и художественных ценностей. Поэтому встаёт вопрос, что и как сохранить.

Вопрос из истории своего города

Наша Родина – обширная и могучая страна. Она сильна своей наукой, техникой, но прежде всего людьми — теми, кто её любит, кто строит, теми, кто работает на полях и заводах. Она сильна настоящими патриотами. И вопрос о воспитании патриотизма – это тот вопрос, который тревожит, волнует и, видимо, не только меня. Ежедневно по три-четыре раза в день я хожу мимо школы №1. Однажды я остановился возле группы ребят из шести человек, завёл с ними разговор. И мне пришла мысль задать подросткам вопрос: Интересуются ли они историей Стародуба и знают ли они её не по учебнику, а живую, настоящую?

Ребята оказались семиклассниками. Я лишь спросил у них: «Знаете вы, где в старину недалеко от вашей школы были церкви, и как они назывались?» Никто из них не смог ответить на мой вопрос. И только качали головами. В это время к нам подошёл ещё один школьник, шестиклассник. Я и ему задал этот же вопрос. К моей радости, мальчик ответил: «Да, я знаю, что здесь, в начале улицы Краснооктябрьской, когда-то была церковь. Как она называлась, я не знаю. Мне об этом говорил мой дедушка». Задумаемся. Один из семи знал, где находилась церковь, рядом со школой.

Конечно, я ребятам рассказал о том, что, действительно, в 100 метрах от их школы, в начале улицы Краснооктябрьской была когда-то красавица-церковь Иоанна Предтечи, а вторая церковь Вознесения Господня находилась на улице Свердлова, за спортивной площадкой их школы, и что в ограде этой церкви в 1913 году был похоронен А. И. Рубец. А шестиклассника попросил передать привет его дедушке (так как я с ним, оказалось, хорошо был знаком) и сказать ему спасибо за то, что он проинформировал о церкви своего внука.

Этот разговор с ребятами мне запал в голову. Почему из семи ребят, которые в школе изучают историю, только один смог ответить на поставленный мной вопрос?

И хотя, учась в 6-7 классе, я не был отличником, но я хорошо помню, что знал, где находились эти церкви, и что в этих церквях объявился и жил в 1607 году некоторое время самозванец Лжедмитрий II.

Давайте порассуждаем вместе. Возможно, в то время были другие программы в наших учебниках? Допускаю. Может быть, мы сами интересовались историей своего города больше, чем современная молодёжь? Вероятно. А возможно потому, что у нас преподавали уроки истории такие учителя, как: Тамара Фёдоровна Бородуля, Георгий Федорович Ляшедько, которые сами хорошо знали историю нашего города и рассказывали нам, школьникам, не только по учебникам. В школе №1 работал учителем Николай Васильевич Глинкин, который летом вместе с ребятами ходил в походы по нашему родному краю, чтобы показать природу и рассказать о красоте нашей местности, чтобы лучше узнать Стародубщину. И не только об этом.

Я задал ребятам только один вопрос из истории города. Но их ведь, таких вопросов, много. Знают ли ребята, где и когда в Стародубском районе была организована первая коммуна? Что такое МТС? Знают ли, что командиром Брянского городского партизанского отряда был наш земляк Дмитрий Ефимович Кравцов, который родился в селе Нижнее. Он погиб в годы Великой Отечественной войны при минировании моста. Знают ли, что его именем был назван отряд, а в 1957 году в Советском районе города Брянска был установлен его бюст? Что клад первых русских копеек и денег был найден, наряду с другими сёлами области, в селе Лучковичи Стародубского района? А близ села Печеники находится древнерусский могильник, возникший до I века новой эры?

Я прекрасно понимаю, что в настоящее время у молодёжи формируется новое сознание, отличное от сознания наших дедов, отцов, да и, возможно, нашего с вами. И прежде всего, это делает Интернет, среда, в которой общаются молодые люди.

Замечено, что у детей, которые много времени уделяют Интернету, социальным сетям, меняется поведение. Они бывают в Интернете другими, отличающимися от реальной жизни. Кроме того, родителям надо знать, что в Интернете существует много различных пропагандистских организаций, направленных против нашего государства, которые искажают действительность исторических фактов. Я далек от мысли, что надо запрещать Интернет, но должен быть контроль со стороны родителей и школы.

Дело нас, взрослых, сегодня — вести разъяснительную работу среди молодёжи с удвоенной энергией. Делать эту работу не на примерах «забугорных» певцов, музыки, фильмов, а формировать у молодёжи сознание на примерах, чьи имена выбиты на мраморных досках у Стены Памяти, чьи портреты несём в День Победы в составе Бессмертного Полка. Давайте делать хотя бы то, что в наших руках, то, что мы можем делать. Только в этом случае наша молодёжь будет и «продвинутая», и знающая историю нашей Родины, своего города. И когда подрастут школьники, в их голове не созреет мысль, чтобы осквернить памятник или разукомплектовать ограждение у Братской могилы, как это недавно было сделано на Ильинском кладбище нашего города.

Нам надо помнить замечательные слова, которые когда-то сказал русский историк, академик В. О. Ключевский: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».

Я уверен

Пока жив наш народ, будет жить и признательная память о тех, кто сложил головы, отбивая вторжение половцев и татар, шведских завоевателей, «сигизмундов», «карлов двенадцатых», «наполеонов» и «фюреров». Люди следующих поколений оценят заботы тех, кто воздвиг стену Памяти, выложил плиткой площадку, посадил ели, зажег Вечный огонь, построил часовенку, соорудил зримый вещественный памятник погибшим землякам в Великой Отечественной войне. Им станет понятен и выбор места размещения этого мемориала.

И чем больше каждое поколение сохранит для потомков памятников и свидетельств, отражающих ратные подвиги, патриотизм, любовь к родной земле, тем крепче и нерушимее будет связь поколений, прочность национальных корней, преемственность культуры и народных традиций.

Еще по теме:

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  
Картина дня
21 февраля 2019, 17:57

Повышение пособия по уходу за детьми с ограниченными возможностями – дополнительная мера поддержки

А. А. Пантелеймонов, директор комплексного центра социального обслуживания населения Стародубского района:

21 февраля 2019, 16:56

В Стародубском районе все школы соответствуют современным условиям обучения

В Послании к Федеральному Собранию президент Владимир Путин подчеркнул, что «в столичных и региональных вузах России растет число студентов из небольших населенных пунктов, удаленных районов, при этом добиваясь хороших результатов и в гуманитарных, и в точных науках. И это показатели качественных изменений в школьном образовании».

21 февраля 2019, 16:26

В России появятся новые национальные парки

В Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин рассказал, что в этом году откроются новые национальные парки в республиках Дагестан, Коми и в Саха (Якутия), в Алтайском крае и Челябинской области.

21 февраля 2019, 16:19

Жители Стародубщины смогут воспользоваться «ипотечными каникулами»

Глава государства в Послании к Федеральному Собранию сказал, что сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты.