С тех пор прошло немало лет…
Проходит время, всё меньше и меньше становится свидетелей тех страшных дней, которые видели ужасы войны, испытали на себе голод, холод и страх, бесконечный, ежедневный, ежеминутный страх за себя и своих близких, но не теряли веры, надеялись и выжили, выстояли и сегодня рассказывают о прожитом с той же болью, что и много лет назад.
Вместо детства — война
Для жительницы с. Елионка Антонины Никитичны Галичаниной (в девичестве Соворовой) 9 Мая является двойным праздником. Именно в этот день она родилась, а через 10 лет радовалась Победе. О том, что случилось что-то страшное, малолетняя Антонина узнала, увидев рыдающую маму и наспех собиравшего вещмешок папу. Никита Ермолаевич с первых дней войны вместе с 26-ю односельчанами ушел на фронт (ни один из них не вернулся домой).
А. Н. Галичанина до сих пор помнит, как ранним августовским утром 1941-го года немецкие войска на огромных, крытых брезентом, машинах въехали в село Елионка. Оккупанты расквартировались по домам. «Жили фашисты и по соседству с нами, — вспоминает Антонина Никитична. — Иногда немцы наливали мне горохового супа, который готовили себе (до сих пор его запах вызывает у меня самые тяжелые воспоминания), и я со всех ног неслась домой, где добытый суп делился на всех братьев и сестёр. Помню, как немецкие солдаты закрыли школу, разграбили магазин, разбив окна и витрины, сожгли двухэтажное здание почты». Дома в их селе фашисты не тронули, а в соседней Солове сожгли все дома на центральной улице, а жителей убили.
Семью Антонины и ещё две семьи от облавы спас сосед Г. М. Брагин. Он вывез их ночью в лес, оставил там повозку, замаскировав её ветками, а сам на лошади ускакал к советским войскам. Позже, в 1943-м году, он погиб под Гомелем.
Антонина Никитична с горечью вспоминает, как приходилось выживать в те страшные для всего нашего народа дни, как ели почки липы и траву, мёрзлую картошку, собирали, где могли, дрова, чтобы согреться. Мать делала все возможное, чтобы уберечь детей от голода и холода, а те в свою очередь очень любили и жалели ее. Однажды, дождавшись ее возвращения, дети хором из-за печки крикнули: «Мама, мы не хотим кушать!» Услышав это, Матрёна Ивановна упала в обморок.
В 1943-м году, когда на территорию нашего района вошли советские войска, немцы начали отступление через Елионку. На танках сидели солдаты в касках, и вид у них был уже не такой бравый, как прежде…
Сейчас инвалид 2-й группы А. Н. Галичанина живёт в своём маленьком уютном домике. Она радуется каждому прожитому дню, часто вспоминая радость и горе, выпавшие на её долю.
Да разве такое забудется?!
За столиком в летней кухне сидела седовласая женщина и вспоминала войну. Рассказ давался ей с трудом, хотя с тех пор минуло столько лет. Но разве можно забыть все тяготы и лишения, которые принесла война в жизнь миллионов советских людей, в числе которых оказалась и героиня нашего рассказа?!
Клавдия Герасимовна Дубрина родилась в с. Елионка, в крестьянской семье, где была вторым по счету ребёнком. Отец семейства Герасим Нестерович был хорошим плотником, и его пригласили на работу в Климовский район. Так Клавдия, её старшая сестра и младший брат с родителями оказались в с. Карнатное. В этих краях, окруженных лесами, были места, где стояли партизаны, которые поддерживали связь с местным населением. Особенно запомнился Клавдии Герасимовне случай, произошедший в Карнатном во время немецкой оккупации. Село контролировали местные полицаи. Однажды у одного из них пропали пчёлы. В этом обвинили соседа Клавдии Герасимовны Николая Игнатенко. Командовал местными изменниками Родины немецкий солдат Марьян, так его называли селяне. Он поставил Николая к дубу, сказав при этом, что очень метко стреляет, даже в муху на лету легко попадает. Пытаясь добиться правды, немец направил ствол ружья на Н. Игнатенко. Тот твердил, что ничего не брал. Фашист выстрелил в Николая, но промахнулся. Затем передёрнул затвор ружья, ещё раз выстрелил — и снова мимо. Николай упал на колени и громко зарыдал, а немецкий солдат произнёс: «Значит, не брал он», — и отпустил парня.
В памяти К. Г. Дубриной сохранились воспоминания, как немецкие солдаты безжалостно грабили местных жителей, не щадя даже семьи с новорожденными детьми. Скот, отобранный у населения, угоняли в Германию. Туда же увезли четырёх девушек из села, которые три года провели в фашистском рабстве.
«Сегодня мы живем под мирным небом, благодаря подвигу наших отцов, дедов и прадедов, помните об этом всегда», — говорит Клавдия Герасимовна.
Ветеран труда, инвалид 3-й группы К. Г. Дубрина гордится победой советского народа в Великой Отечественной войне, считая, что память, долг и уважение к победителям навсегда должен сохранить наш народ, особенно подрастающее поколение, для которого такой ценою был завоеван мир.