Развитие мелкой моторики дошкольников

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»! Что же оно означает? Физиологи трактуют его как движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Актуальная проблема состоит в том, что у детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика, которая является неотъемлемой составляющей развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе, оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру: игры на формирование тактильного восприятия, игры с водой и песком, пальчиковые игры, театральная деятельность, упражнения с предметами, игры на нанизывание, работа с конструктором.
Также развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Очень важно начинать эту работу с самого детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя при этом на расположенные на них активные точки. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, в которых будет активно задействована работа кистей рук. Но одних игр недостаточно.
Для развития мелкой моторики в своей работе я использую различные методы и приёмы: пальчиковую гимнастику и игры, массаж кистей рук, лепку из пластилина и солёного теста, переборку различных круп, рисование по трафаретам, штриховку, шнуровку, пазлы, лабиринты, мозаику, конструктор и кубики, различные виды аппликаций, составление узоров из счётных палочек, обводку плоскостных фигур.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа через продуктивный труд дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках, более точно производят движения, становятся более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Поэтому развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогут детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
На фото: Подчеко Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ №28 «Солнышко» с. Меленск со своими воспитанниками