официальный сайт газеты Стародубского района Брянской области

Артист и педагог Юлия Лордкипанидзе

23 января 2021

Музыкальная культура Стародубщины начала XX века представлена довольно широким кругом известных музыкантов и исполнителей, а ведь этим может похвастаться не каждый провинциальный город. Стародубу в этом отношении крупно повезло. Везение это связано с деятельностью Рубца Александра Ивановича, профессора Петербургской консерватории, который после выхода на пенсию и неудачной операции на глазах, приведшей к слепоте, в 1898 году вернулся на постоянное жительство в город своего детства. До самой  смерти  он вёл обширную работу по поиску и развитию талантов. Особое внимание уделялось музыке. В 1911 году Александр Иванович открыл музыкальную школу, создавал симфонический оркестр и обучал хоровые коллективы. Большую известность получили его ученики — певцы: Левандо, Исаченко, Мелехов. Традиции, заложенные им, продолжали работать и впоследствии. Позднее и другие уроженцы города прославились на музыкальном поприще. Это композитор Маневич, флейтист Ягудин. Совсем недавно стало известно имя пианиста Либермана.

Благодаря книге Метельского «Листья дуба»  удалось узнать ещё одного певца, чья судьба связана со Стародубом. Это Юлия Варламовна Лордкипанидзе. К сожалению, в настоящее время это имя просто забыто. Практически нигде не упоминается период её жизни в Стародубе.

Юлия Лордкипанидзе родилась 19 мая 1913 года в Кутаиси. Вскоре в семье случилось горе – в 1918 году умер отец девочки. Мать отдала дочь в детский дом города Батуми. Юлия  провела там пять лет, пока не была взята на воспитание заведующий детским домом Мезерницкой Софьей Ивановной. Потом они переехали на родину  Мезерницкой в город Стародуб Черниговской губернии. Здесь Юлия закончила в 1927 году школу имени Калинина.

Атмосферу, которая окружала Юлию в школе, Георгий Васильевич Метельский прекрасно описал. Он учился вместе с будущей артисткой в одном классе. Впоследствии, став писателем, в ряде  своих книг он обращался к родному городу Стародубу. А одну из них — «Быстры, как волны…»  полностью посвятил описанию школьных лет. Листая её страницы, можно отчётливо представить особенности учебного процесса и жизни в тот период, которые оказали воздействие на формирование Юлии Лордкипанидзе как личности.

Интересны сведения, показывающие влияние существующего строя на преподавание предметов и отношения среди учителей и учеников. Именно в школе все впервые услышали как пела, ещё не щадя голоса, Юлия Лордкипанидзе. Случайные прохожие останавливались у открытых окон и хлопали.  В памяти Метельского отложились совместные катания на лодке по озеру с «весёлой и жизнерадостной хохотушкой» — Юлькой Лордкипанидзе. На выпускном вечере в 1927 году, на концерте, она пела есенинское «Письмо к матери» на музыку Липатова.

Следующим городом, с которым Юлия Варламовна связала свою последующую судьбу, стал Ленинград. Туда её привезли после окончания школы, обратив внимание на вокальные способности девочки. Ректор консерватории А. Глазунов, сам аккомпанируя, прослушал ее и посоветовал поступать на рабфак при консерватории.  Юлия прислушалась к советам Глазунова и вскоре стала студенткой консерватории.

В тридцатые годы характерной чертой для развития советского музыкального искусства являлась система всесоюзных конкурсов, которые в тот период стали регулярно проводиться.  В 1935 году с 17 февраля по 2 марта в Ленинграде проходил второй всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. В нём приняла участие и студентка Ленинградской консерватории Лордкипанидзе Юлия Варламовна. Первая премия среди певцов не была присуждена. Среди получивших вторую премию была  и Лордкипанидзе (сопрано).  После этого успеха её сразу же пригласили в качестве солистки в Ленинградскую филармонию.

В консерватории Юлия обучалась по классу профессора (с 1932 г.) Мирович Софьи Михайловны, которая преподавала там  в 1923-50-х годах по приглашению А. Глазунова. После окончания консерватории Юлия Варламовна посвятила своё творчество концертной эстраде.

В годы Великой Отечественной войны находилась в эвакуации. Вместе с другими артистами ездила с концертами по стране. После окончания войны вернулась в Ленинград, где продолжила свою творческую деятельность.

Огромный репертуар, проникновенная манера исполнения, тонкая стилистика сделали ежегодные сольные концерты Лордкипанидзе в Малом зале филармонии событием в музыкальной жизни города. Она исполняла русские, скандинавские и мексиканские народные песни; песни советских композиторов: «Звать любовь не надо» и «Моя Москва» И. Дунаевского, «Играй, мой баян», «Не тревожь ты себя, не тревожь» В. Соловьева-Седого, «Праздничный вальс» А. Хачатуряна, «Севастопольский вальс» К. Листова и многие другие.

Регулярно выступала в Большом зале филармонии с оркестром под управлением  крупнейших дирижеров: К. Зандерлинга, К. Кондрашина, Б. Хайкина, Н. Рахлина.

Заслуги Ю. В. Лордкипанидзе в творчестве были признаны государством и обществом и отмечены присвоением звания в 1957 году «Заслуженный артист РСФСР».

C 1968 года Юлия Варламовна стала преподавать в Ленконцерте и Студии при Ленинградском мюзик-холле. Здесь произошло знакомство с ещё малоизвестным Сергеем Захаровым, который по праву называл её своим наставником и педагогом.

Сергей Захаров неоднократно становился победителем различных международных конкурсов исполнительского мастерства. Лирические песни в его исполнении  вошли в золотой фонд советской и российской эстрады.

В 1988 году Сергею Захарову было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1996 году – звание «Народный артист Российской Федерации».

А в 1989 году судьба свела Юлию Варламовну с ещё одним талантливым исполнителем – Татьяной Булановой. Татьяна родилась  в Санкт-Петербурге и с детства мечтала играть в театре. В 1987 году она поступила в институт культуры, правда, не на ту специальность, которую хотела. Два курса отучилась успешно, но, узнав, что в школу-студию при петербургском мюзик-холле набираются учащиеся, Таня с третьего курса института культуры осенью 1989 года ушла туда, на вокальное отделение. Благодаря преподавателю, Таня могла исполнять то, что ей нравилось. Педагогом по вокалу была Юлия Варламовна Лордкипанидзе. Не совсем точно будет сказать, что именно Лордкипанидзе поставила Тане голос, но многие ее советы она помнит.

За долгие годы своей творческой деятельности Татьяна Буланова получила более тридцати различных премий, однако самой главной была удостоена в ноябре 2004 года. Любовь и признание публики было подтверждено присвоением ей звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

Таким образом, ученики пошли дальше своего учителя. Не это ли высшая оценка педагогического таланта?!

Денис Сиваков, учитель истории школы №1 г. Стародуба

БАРС Брянск

Еще по теме:

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Картина дня
18 мая 2025, 09:30

В Стародубском округе прошла акция «Стоп ВИЧ /СПИД»

С 12 по 18 мая в Российской Федерации (и в Брянской области) проходила Всероссийская акция по борьбе с ВИЧ-инфекцией «Стоп ВИЧ/СПИД». (далее…)

16 мая 2025, 13:05

Заместитель директора по работе с филиалами Брянского аграрного техникума Владимир Викторович Потапов поделился своим мнением о спецоперации:

- Знаю, что российская армия громит врага по всей линии фронта. Ожидание переговоров никак не влияет на ход СВО. (далее…)

16 мая 2025, 10:05

В Стародубе родились новые семьи

В Стародубе узами Гименея скрепили союз две пары молодожёнов. (далее…)

15 мая 2025, 15:09

В Стародубе ведётся масштабный ремонт водопроводной сети

Сумма контракта составляет около 90 миллионов рублей (далее…)

Новости ВРФ
  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить