Роль мультфильмов в развитии речи ребёнка
Просмотр мультфильмов и задержка развития речи у детей, особенно до 3-х лет, тесно связаны между собой. В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш – развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно «но». Врачи в один голос утверждают, что в раннем возрасте ребенок не должен смотреть на экран. Исследования говорят о том, что просмотр телевизора или гаджетов по несколько часов в день вызывает у детей проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, а также у них снижается интерес к окружающему миру, значительно задерживается развитие речи.
Многим родителям задержка речи из-за просмотра мульфильмов кажется невозможной — ведь дети постоянно слышат речь с экрана телевизора. Но «механическая» речь не влияет на развитие речи. Дети начинают учиться говорить, повторяя артикуляцию и мимику взрослых. Когда ребенок учится говорить, важно, чтобы он не просто произносил слова, а понимал, о чем идет речь. Только, если есть понимание, фразовая речь начинает обогащаться и развиваться. С тем темпом, который представлен во многих современных мультиках, ребенок успевает только выхватывать определенные слова, не понимая их смысла.
Внимание ребенка непроизвольно привлекают резкие внезапные изменения движения, а также сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, мерцание экрана, фоновая музыка и т. д. Все это очень сильно влияет на восприятие ребенка, давит на его нервную систему, перегружает ее, в итоге затормаживает процесс переработки информации. Происходящее на экране буквально управляет ребенком — он становится не способным думать и анализировать в этот момент. В развитии речи очень важна способность концентрировать и переключать свое внимание.
Всё вышеперечисленное не только не дает возможности словарному запасу формироваться, но и делает невозможным развитие связной речи ребенка.
Негативное влияние мультиков и гаджетов на детей дошкольного возраста не ограничивается только задержкой развития речи. Мультфильмы в раннем возрасте угнетают развитие воображения, превращая ребенка в пассивного потребителя развлекательного контента. При этом горьким опытом многих родителей отмечается, что если мультфильмы исключить или снизить их количество, то «подсевшие» на них дети уже не могут придумать, чем им заняться.