«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат…»
Тысячи безымянных могил советских солдат оставила после себя от Москвы до самого Берлина кровавая Великая Отечественная. Многие из них, попавшие в плен ещё в самом начале войны, умершие в концлагерях или расстрелянные гестаповцами, так и остались лежать в чужой земле…
Крылатая фраза: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», которую произнес великий русский полководец А. В. Суворов, сегодня является руководством к действию участников поискового движения.
По просьбе поисковиков «Брянского фронта», для увековечивания памяти погибших воинов, уроженцев Стародубщины, в №13 от 30 марта мы разместили предоставленную информацию о 4-х наших земляках и попросили откликнуться их родственников. Наши поиски дали первые результаты.
Каструба Николай Иванович
Спустя несколько дней после публикации в редакцию газеты пришел мужчина, его зовут Степан Александрович Веркеев. Он сообщил, что является племянником Анны Степановны Каструбы — жены пропавшего без вести воина Николая Ивановича Каструбы, а его отец Александр Степанович Веркеев – ее родным братом. Отца Степана Александровича не стало в 2015 году, а мать, А. П. Леонтьева, проживает в с. Дохновичи нашего района.
Мы отправились в гости к Анне Поликарповне, и она поделилась своими воспоминаниями. Женщина рассказала, что до войны Николай Иванович был сапожником, хорошо играл на гармошке. Окончив военные курсы, стал офицером. В 1940 году его направили служить в Польшу. Там он жил уже вместе с женой и двумя детьми: дочерью Аллой и сыном Вячеславом, там же их и застала весть о начале войны. Н. И. Каструба ушел на фронт, но перед отъездом похлопотал о том, чтобы его семью переправили в тыл, в г. Оренбург. Как оказалось позднее, это была их последняя встреча: Анна Степановна получила извещение о том, что ее муж пропал без вести в июне 1941 года…
Спустя некоторое время, она с детьми уехала на Алтай, где они находились до конца войны. Женщина работала в столовой и могла принести детям хоть какую-нибудь еду, благодаря этому пережили голод. В 1945 году они вернулись на родину, в с. Солову. Анна Степановна работала на ферме, одна растила детей. Сын Вячеслав умер в молодом возрасте. Дочь Алла вышла замуж за парня из Воронка Дмитрия Быкова, молодые уехали учиться в Ленинград. Алла поступила в медицинский институт, ее супруг – в институт киноинженеров. После получения дипломов они уехали в Озерск – закрытый город в 30 км от Челябинска. В семье Быковых появилось двое детей. Позже, когда мать сломала ногу, Алла забрала ее к себе. К сожалению, Аллы Николаевны не стало год назад. В возрасте 90 лет умерла и Анна Степановна Каструба.
Дальнейший поиск родственников пропавшего без вести воина Николая Ивановича Каструбы привел нас в с. Солова. Его односельчанка А. В. Сидоренко поделилась своими воспоминаниями и рассказала, что отец его супруги Анны Степановны Степан Гаврилович Веркеев был родом из с. Ропск Климовского района. Еще одной ниточкой в наших поисках являются родственники сводной сестры Анны Степановны по отцу – Надежды, которой, к сожалению, тоже уже нет в живых. Проживала Надежда Степановна (в замужестве Капустина) в Трубчевске. Она работала в школе учителем, муж был директором школы.
Огромную помощь в розыске родственников пропавшего без вести воина Каструбы Николая Ивановича оказала директор Воронокской школы Людмила Васильевна Михеенко, племянница Д. И. Быкова (мужа Аллы Николаевны Каструбы), который после смерти супруги по-прежнему проживает в Озёрске Челябинской области. Она связалась с дядей по телефону. Д. И. Быков и предоставил нам фотографии из семейного альбома.
Лаврухин Иван Ефимович
Совсем немного нам удалось узнать об еще одном нашем земляке – Лаврухине Иване Ефимовиче, уроженце г. Злынки. После нашей публикации о розыске родственников павших воинов в редакцию позвонила жительница Стародуба В. Н. Евмененко. Валентина Николаевна рассказала нам о том, что ее семья проживала по ул. Воровского по соседству с Ефросиньей Васильевной — матерью погибшего в годы войны И. Е. Лаврухина. По словам нашей собеседницы, Ефросинья Васильевна дружила с ее мамой и часто приходила к ним в гости. Но всякий раз, когда речь заходила о сыне, женщина ничего не рассказывала, лишь тихо и долго плакала. Ее муж погиб в гражданскую войну, и она осталась одна с единственным сыном Иваном, в котором души не чаяла и возлагала на него все надежды. Подробности переезда семьи из Злынки в Стародуб неизвестны, вероятнее всего, там же остались и все их родственники. Е. В. Лаврухина была грамотной, интеллигентной и доброй женщиной, много лет возглавляла отделение Сбербанка. В преклонном возрасте ее поместили в подмосковный Дом престарелых (г. Переделкино). Там она жила до смерти и была похоронена на одном из кладбищ.
Поиски продолжаются
Мы продолжаем поиски и подключили к ним наших коллег из Трубчевской и Злынковской районных газет. Также просим всех, кто что-либо знает о разыскиваемых земляках, откликнуться и позвонить нам в редакцию по тел. 2-24-78. Напоминаем их имена: Каструба Николай Иванович, 20.05.1910 г. р., уроженец с. Солова Воронокского с/с; Лаврухин Иван Ефимович, 24.06.1920 г. р., уроженец г. Злынки, мать — Лаврухина (Малышевская) Ефросинья Васильевна, проживала по адресу: г. Стародуба, ул. Осипенко, д. 11; Семериков Федор Поликарпович, 18.09.1914 г.р., уроженец г. Стародуба; Лушков Николай Николаевич, 23.04.1910 г.р., уроженец г. Стародуба.
Из информации поисковиков «Брянского фронта»:
Согласно донесению боевых потерь УК Главного политуправления РККА — политрук артиллерийской батареи 152-го корпусного артиллерийского полка Каструба Николай Иванович пропал без вести в июне 1941 г. Попал в плен 10.07.1941 г. у н. п. Дзержинск. Направлен в Офлаг XIII-D (62) Нюрнберг. Лагерный номер: 1559. 05.11.1941 г. передан гестапо. Предположительно был расстрелян и захоронен на полигоне Хебертсхаузен у концлагеря Дахау федеральной земли Бавария ФРГ.
Согласно донесению о безвозвратных потерях Главного управления командующего артиллерией КА Лаврухин Иван Ефимович пропал без вести в августе 1941 г. Попал в плен 25.06.1941 г. у н. п. Волошин. 05.08.1941 г. поступил в Офлаг XIII D (62) Нюрнберг. Лагерный номер: 361. Передан гестапо. Предположительно был расстрелян и захоронен на полигоне Хебертсхаузен у концлагеря Дахау федеральной земли Бавария ФРГ.