Звезда зарубежных подмостков

Недавно на премьере оперы «Сказки Гофмана» в Сыктывкарском республиканском театре оперы и балета одной из самых ярких исполнительниц стала приглашенная солистка из Австрии Светлана Энценхофер (Мерзлова). Нынешняя звезда зарубежных подмостков всего несколько лет назад была штатной солисткой театра.
Оперная певица Сыктывкара и Австрии Светлана Мерзлова прошла путь от артистки хора и солистки Сыктывкарского театра до звезды европейских сцен. Она родилась в Стародубе в семье педагогов Василия Яковлевича и Галины Васильевны Мерзловых. Окончила Стародубскую детскую школу искусств по классу фортепиано. Здесь же проявились её певческие способности, когда она солировала в детском хоре.
После окончания школы в Стародубе Светлана училась в музыкальном училище в Твери, потом в Сыктывкаре и окончила его в 2002 году. На последнем курсе работала в хоре Сыктывкарского театра оперы и балета.
Затем окончила вокальный факультет Пермского государственного института искусства и культуры, где её педагогом была Ольга Андреевна Захарова — выпускница Московской консерватории, прима Пермского театра. Она обладала тем же типом голоса, что и Светлана. Наша землячка очень благодарна своим педагогам, которые дали ей путевку в жизнь.
Вообще-то девушка не собиралась быть певицей, она мечтала посвятить жизнь фортепианной музыке, любовь к которой проявилась уже с первого дня занятий в Стародубской школе искусств, когда однажды девочка пришла домой и заявила: «Мама, я буду музыкантом!» Мама, конечно же, понимала, что для того, чтобы определиться, чем хочешь заниматься в жизни, нужно время, поэтому и ответила уклончиво: «Посмотрим».
В их семье не было профессиональных музыкантов: родители – учителя русского языка и литературы, сестра – врач. Вероятно, дали о себе знать дедушкины гены. Как рассказывает сама Светлана, мамин отец любил играть на аккордеоне, был самоучкой. А вот папин отец, который погиб на войне, обладал прекрасным голосом. Да и Василий Яковлевич был запевалой в армии, и дома, если пел, было слышно всем жителям подъезда. Даже при его разговоре, смехе становилось понятно, что у него хорошо поставленный голос. Внутренняя игривость, склонность к актерской игре у оперной певицы – от папы. Не могло не повлиять на выбор жизненного пути и чтение книг о музыке и великих музыкантах.
«Как я стала вокалисткой? — вспоминает Светлана. — Я хотела быть пианисткой, много времени проводила за инструментом. Но в 8 или 9 классе школы мне предложили спеть романс «Острою секирой ранена береза»: у библиотекаря был юбилей. Дома я села за инструмент, начала играть, и вдруг мне захотелось сделать романс пародией на оперу. Я стала ходить по комнате, распевать, изображая оперную певицу. Это была своего рода игра, но вдруг в комнату вбежал папа, позвал маму и объявил ей: «Послушай, у нее же есть голос!»
Я тогда не приняла этих слов всерьез, потому что считала, что оперные певцы должны сразу петь как по радио, а я так умела, значит, никакая я не певица. Но папа стал серьезно говорить, что петь у меня получается, и я должна идти по этому пути».
Работая в Сыктывкаре в 2007-2010 годах, Светлана успела запомниться и полюбиться зрителям почти в десятке самых разных оперных и опереточных партий: Розина («Севильский цирюльник»), Виолетта («Травиата»), Фраскита («Кармен»), Норина («Дон Паскуале»), Мюзетта («Богема»), Адель («Летучая мышь»), Парася («Сорочинская ярмарка»), Муза заглавного героя в опере «Иван Куратов».
Родной театр приглашал ее, певицу уже европейского уровня, поучаствовать в юбилейном концерте и самом первом показе «Сказок Гофмана». Уже живя в Австрии, С. В. Мерзлова, в основном, выступала в России – Рязани и Казани. С казанским театром ездила на гастроли в Голландию, Бельгию, даже пела в венском Раймунд-театре с солистами венской Штаатсопер. Она мечтает об исполнении сложнейших для колоратурного сопрано оперных партий.
С. Мерзлова рассказала и о том, что после Сыктывкара она переехала в Рязань и около полугода проработала там: «В Рязани мне было очень комфортно, — говорит она, — хотя это был не оперный, а музыкальный театр. За это время я побывала в Москве на конкурсе «Романсиада» и заняла там первое место. Потом был международный конкурс оперных певцов «Бельведер», который проходил в Австрии, а отбор на него – в Москве. Там, правда, я не заняла никакого места, зато по пути познакомилась со своим будущим мужем.
С мужем, австрийцем Йозефом, Светлана познакомилась в аэропорту, ожидая рейс Москва-Вена. Между ними сразу возникла симпатия. Общались они на английском языке, затем переписывались в соцсетях, звонили друг другу.
Вскоре Йозеф захотел познакомиться с семьей Светланы, приехал в Россию и практически сразу после этого предложил ей руку и сердце. Они поженились, и наша землячка переехала в Линц. Йозеф не имеет никакого отношения к музыке, искусству, он физик-математик и инженер. Но супругов прочно связывают любовь, взаимопонимание и поддержка. В семье растут дочь и сын. Дочь прекрасно говорит по-русски.
Светлана давала сольный концерт в Линце, потом еще несколько концертов, пела там партию Марии в «Вестсайдской истории». С зимы 2012 года – момента переезда в Австрию — она поёт, в основном, в Линце. А еще – в Чехии, Словении, Германии и время от времени в России.
Уже живя в Австрии, Светлана стала финалисткой международного вокального конкурса в Хорватии, в Праге заняла II место, а в Румынии получила специальный приз за исполнение арии Мюзетты из «Богемы».
Светлана часто из Австрии приезжает в Сыктывкар, принимает участие в фестивале «Сыктывкарса тулыс», поёт в театре. Наведывается она и в Стародуб, радует своим дивным пением земляков, участвуя в концертах детской школы искусств в РДК. Она часто вспоминает родной город, школу искусств, любимых педагогов.
Несмотря на то, что у оперной дивы много выступлений, масса работы, надеемся, что она ещё не раз посетит свой город детства, а мы насладимся её волшебным пением. Желаем нашей знаменитой землячке вдохновения и новых творческих успехов!