Чтобы не было дефицита общения

Общение – это обмен опытом и информацией. Проблема общения и взаимодействия родителей и ребёнка – одна из ведущих и очень важных в современном обществе. Хочу отметить, что в семьях наблюдается дефицит общения между детьми и взрослыми. «Разговор с ребёнком — это безделье, пустая трата времени»,- думают многие родители, но с таким мнением нельзя согласиться. Разговор с ребёнком – это эмоциональная потребность обеих сторон, жизненная необходимость. Родителям кажется, что они говорят с ребёнком много. Однако именно общения с родителями часто недостает малышу. С детьми нужно говорить, при этом обязательно выслушивать их ответы: ведь ребёнок нуждается в собеседнике!
В настоящее время родители поставлены в достаточно жёсткие условия: работают с утра до вечера; придя домой, «уходят» в свои компьютеры, ноутбуки, телевизоры, предпочитая их семейному общению. И нисколько об этом не жалеют, думая, что у их ребёнка есть всё. Однако близкие люди, находясь рядом друг с другом, практически не разговаривают, что не может не отразиться на речевом и общем развитии ребёнка. Живое общение не может заменить никакое, даже совершенное техническое устройство. Не надо молчать, а нужно больше говорить!
В повседневном общении со взрослым ребёнок учится познавать мир, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В разговоре с ним родители дарят ему уверенность в том, что есть семья, есть биологическая сила слова, есть поддержка.
Речевое общение взрослого и ребёнка в процессе жизнедеятельности позволяет дошкольнику овладеть фразовой речью, а также различными формами коммуникации. Дети получают больше шансов для развития полноценного общения, если родители сами творят, вовлекая в процесс всю семью, читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором. Живые впечатления, подкреплённые выразительными замечаниями, художественными образами литературных произведений – это источники развития речи детей.
Уважаемые родители, говорите с ребёнком, вместе рассматривайте иллюстрации в книгах и беседуйте о том, что на них нарисовано, путешествуйте по сказкам. Сочиняйте рассказы, озвучивайте героев произведений, мастерите с детьми игрушки. Проводите как можно больше времени с ребёнком, внимательно слушая его и отвечая на его вопросы. Чтение сказок, стихов, рассказов должно стать семейной традицией, которую ребёнок очень ждёт. Не забывайте хвалить ребёнка — это залог его будущего успеха. Помните, что для ребёнка очень важно общение именно с вами!
Какими упражнениями можно развивать речь?
— Рассматриваете ли вы картинки, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
— Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.
— Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных).
— Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
— Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении» (В лес.. растут грибы. Шишки растут… ёлке).
— Учите ребёнка составлять рассказ по картинке.
— Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.