10 причин сказать «ДА!»

22 мая 2020, 14:12 | Общество 22

«Для меня важно не то, в каких статьях что будет написано. Для меня важно, чтобы этот за­кон о поправках в Конституцию вступил в силу только после под­ведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был ре­альный плебисцит и чтобы имен­но ...

«Для меня важно не то, в каких статьях что будет написано. Для меня важно, чтобы этот за­кон о поправках в Конституцию вступил в силу только после под­ведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был ре­альный плебисцит и чтобы имен­но граждане России были автора­ми этих поправок в Основной За­кон, вот что важно… По сути, важно, чтобы именно граждане Российской Федерации, придя на голосование, зафиксиро­вали свое авторство этого зако­на. Как люди скажут, так и будет. Если люди в ходе голосования подтвердят, что они поддержи­вают это — значит, закон вступа­ет в силу и поправки в Конститу­цию вносятся. Если не подтвер­дят, то поправки в Конституцию внесены не будут».

Владимир ПУТИН, президент Российской Федерации

Инициированный главой государства воп­рос о закреплении в Основном законе стра­ны ряда положений, являющихся знаковыми для современной российской действитель­ности, входит в очередную фазу — подготов­ки к Дню общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конститу­цию РФ. Ранее поправки уже одобрили Госу­дарственная Дума и Совет Федерации. Под­держали изменения и все региональные пар­ламенты России, включая Брянскую област­ную Думу. Конституционный Суд признал предлагаемые поправки соответствующими действующим нормам Основного закона.

Владимир Путин не раз подчеркивал, что одобрение новаций населением страны яв­ляется обязательным. Это в логике самого конституционного процесса, поскольку в ос­новном документе страны прямо зафиксиро­вано, что «носителем суверенитета и един­ственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». То есть каждый из нас является учас­тником конституционного законотворчества. Мы решили проанализировать, какие поправ­ки предлагаются для внесения в Основной закон страны, почему они важны для каждого из нас и почему их одобрение действительно носит судьбоносный для России характер.

Нормальная практика

Сам характер Конституции как юридичес­кого документа предусматривает ее фунда­ментальный характер, особую роль в право­вой системе страны. Для законодательства — она базис, но при этом юристы всегда об­ращают внимание на то, что это живой за­кон, который должен максимально отражать то общество, для которого создается.

Действующая Конституция разрабатыва­лась и принималась в 1993 году. Только за­вершилось противостояние тогдашнего пре­зидента Бориса Ельцина и Верховного Со­вета. Страна была ослаблена после «круп­нейшей геополитической катастрофы XX века» — распада СССР — и пыталась стро­ить международную политику, диаметраль­но противоположную всей предыдущей, идя на беспрецедентные уступки, которые тог­да казались логическими. Было тогда у российского общества и какое- то стеснение перед своей историей, была и уг­роза распада страны — так называемый «парад суверенитетов», когда некоторые субъекты федерации прямо говорили о «добровольнос­ти своего вхождения в состав России».

Изменилась ли наша страна и общество за эти годы? Безусловно. Но надо отдать должное авторам нашей Конституции — они создали действительно хороший юридичес­кий документ, ставший основой превраще­ния России в суверенное, демократическое, правовое, светское государство. Но, как и любой инструмент, она со временем стала нуждаться в настройке.

Примечательно, что сама возможность бу­дущих изменений не только не отрицалась, но и прямо закреплялась разработчиками Основ­ного закона — с закреплением в нем соответ­ствующей главы. За этот период отдельные «точечные» изменения в Конституцию 1993 года, конечно, вносились: шестилетний срок правления президента, пятилетний период функционирования состава Госдумы. Кроме того, менялась та часть документа, где фикси­ровался перечень субъектов федерации: кто- то менял название, путем объединения были образованы Камчатский и Забайкальский края, Крым и Севастополь воссоединились с Росси­ей в 2014 году. То есть Конституция как раз от­ражала происходящие изменения, но, конеч­но, сейчас речь идет о более глобальной пе­ренастройке этого инструмента.

Совершенствование конституций — весь­ма распространенная практика. Одна из ста­рейших в мире конституций – американская подверглась изменениям всего через че­тыре года после принятия. 15 декабря 1791 года был ратифицирован «Билль о правах», поскольку в первоначальном варианте доку­мента просто не были закреплены права и свободы гражданина и человека. А, напри­мер, несколько президентских сроков Фран­клина Рузвельта привели американских за­конодателей к идее принятия 22-й поправки, согласно которой «один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков». При этом были в истории США и поправки, отменявшие ранее принятые.

В большинстве европейских стран за последние 25-30 лет конституции менялись не единожды. Например, в Швеции и Нор­вегии с начала 1990-х Основной закон из­менялся трижды, в Нидерландах с 1995 года четыре раза. 7 раз с 1991 года менялась австрийская конституция. В Бельгии в 1994 году и в Швейцарии в 1999 году и вовсе были приняты новые ос­новные законы. Бельгийская конституция за­тем еще неоднократно менялась — всего было исправлено более 50 статей. Швейцарский основной закон после принятия с 2001 года дополнительно совершенствовали уже 10 раз. Интересен и тот факт, что процесс внесе­ния изменений в Основной закон государства довольно часто укладывается в весьма не­большие сроки. Например, статус Конститу­ционного совета Франции был изменен ров­но за 30 дней, Венгрия в 2012 году изменила Конституцию за 36 дней. При этом вынесе­ние вопроса на всенародное голосование во­обще не является частой практикой. Оттого на мировом фоне принципиальная позиция руководства страны о необходимости одоб­рения изменений в российскую Конституцию на общенародном голосовании делает эту процедуру более демократичной и отражаю­щей интересы российского народа.

Закрепляются важные ценности

Ряд новаций, предлагаемых к внесению в Конституцию РФ, можно отнести к категории «ценностей». При этом их нужно разграничи­вать с «принципами», вторые выстраивают логику и вектор развития системы страны, а вот ценности отвечают скорее за понятия, в важности которых сформировался обществен­ный консенсус. Если принципы могут быть за­даны изначально, то ценности «прорастают» в обществе, формируясь вместе с ним. В частности, ряд ценностей сформиро­ван в предлагаемой к внесению статье 67.1. Прежде всего, эта статья окончательно фик­сирует роль России как правопреемницы (правопродолжателя) СССР. Когда Союз ССР распался, шло обсуждение, что делать сего имуществом по всему миру, заключен­ными договорами, долгами и кредитами. Тогда по факту было принято решение, что из 15 некогда союзных республик именно РФ принимает на себя все права и обязаннос­ти, от идеи пропорционального раздела тог­да отказались. К слову, Россия досрочно выплатила все советские долги, а молодые республики начинали жизнь «с чистого лис­та», хотя сейчас от советского имущества некоторые из них явно бы не отказались. Это лишь одна из сторон проблемы с определе­нием правопреемства.

Впрочем, очевидно, что для общества важен не только правовой, но и психологи­ческий момент ассоциирования с советским прошлым. Если в далеком 1993 году был курс на разрыв со всем советским, то сей­час общество пришло к консенсусу, что это — тоже период российской истории, в кото­ром было немало достойных моментов. Другое положение данной статьи пря­мо говорит, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, со­храняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемствен­ность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся госу­дарственное единство». Фактически в ней цементируется мысль о непрерывности отечественной истории, о связях поколений жителей нашей страны. Отдельного внима­ния заслуживает упоминание Бога. Для кон­ституций ряда стран это вполне приемле­мое явление. Более того, например, для ряда мусульманских стран прямо закреп­ляется священство Корана (в некоторых шариат закрепляется как правовая систе­ма). Учитывая многоконфессиональный характер России, закрепление подобного упоминания «идеалов и веры в Бога», как, в первую очередь, моральных императи­вов, представляется вполне логичным.

Также важная новация предлагается в статью 68. В ней русский язык теперь пред­лагается определять «как язык государство­образующего народа, входящего в многона­циональный союз равноправных народов Российской Федерации». Делается логич­ный шаг, который был невозможен в усло­виях 1993 года. Вообще, необходимо отметить, что дис­куссия, связанная с внесением изменений в Конституцию РФ, и тот перечень именно ценностных, а не только организационно-уп­равленческих поправок, которые были вне­сены, показали, что в обществе давно на­зрело желание закрепить ключевые момен­ты, сплачивающие российскую нацию.

Дети — важнейший приоритет

Именно такую поправку в Основной за­кон предлагается также внести. Эта норма вписана в статью 67.1. «Государство созда­ет условия, способствующие всесторонне­му духовному, нравственному, интеллекту­альному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, граждан­ственности и уважения к старшим», — гово­рится в ней. Фактически данная норма уже стала практикой в России. Владимир Путин регулярно уделял «детской теме» внимание как в выступлениях, так и в своих поручени­ях. У него есть четкое понимание истины, что «дети — это будущее страны», именно поэтому к их поддержке и защите было при­ковано внимание государства.

«Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обя­занности родителей в отношении детей, ос­тавшихся без попечения», — этот тезис не только направлен на защиту сирот, у него есть и указание конкретного вектора. «При­оритет семейного воспитания» — это как раз про поддержку и защиту семьи как важного элемента организации общества. Фактически сложившаяся за последние годы практика теперь обретает форму кон­ституционного положения, а значит, станет обязательным руководством к действию и в будущем.

Защита института брака

Еще одна норма, которая вряд ли могла быть актуальной в 1993 году, — защита ин­ститута брака как союза мужчины и женщи­ны. Предложение на тему закрепления та­кого понятия поступило в ходе подготовки изменений в профильной рабочей группе. Тогда на встрече с ее членами идею под­держал президент РФ. «Что касается «родителя №1 и родите­ля №2» — я уже как-то публично говорил, повторю еще раз, пока я президент, у нас не будет родителей один и два — у нас будут папа и мама», — сказал Владимир Путин, реагируя на реплику.

Фактически Россия официально заявля­ет, что остается поборницей и защитницей классической семьи. Это особенно актуаль­но в связи с навязываемыми в ряде запад­ных стран представлениями о вседозволен­ности половых отношений и их закреплении. Меры по охране российских детей от рас­тления общество предложило прописать на высшем уровне — в Конституции РФ.

Социальное государство

Безусловно, одними из важнейших сре­ди предлагаемых поправок станут те, кото­рые усиливают социальную защищенность граждан. Текст 1993 года закреплял статус России как социального государства, одна­ко вносимые поправки наполняют его конк­ретными механизмами. Ряд из них факти­чески осуществлялся в стране, но включе­ние этих норм в главный юридический до­кумент России значительно усиливает их роль, а также однозначно свидетельствует, что социальная защищенность граждан — приоритет для власти.

Так, в Конституцию предлагается доба­вить норму о том, что в России гарантирует­ся минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который должен быть «не менее величины прожиточного минимума трудо­способного населения в целом по РФ», и «индексация социальных пособий и иных социальных выплат». Также вводится обя­зательная индексация пенсий не реже раза в год. Для миллионов граждан закрепление уровня защиты — уверенность в стабильном завтра. Таким образом, говоря «да» пред­лагаемым изменениям, россияне смогут га­рантировать себе определенный достаток, который государство будет обязано приво­дить в соответствие с экономикой. То есть будет исключена практика постепенного обесценивания этих соцгарантий из-за ин­фляции. Понятно, что в 1990-е о таком даже не думалось.

Следует помнить, что этот тезис был оз­вучен Владимиром Путиным еще на самом старте конституционных изменений в посла­нии Федеральному Собранию РФ 15 янва­ря текущего года:

— И, конечно, в любом случае, при лю­бой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обяза­тельства государства. Поэтому считаю не­обходимым прямо закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оп­латы труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспо­собного населения, у нас это в законе есть, надо закрепить это в Конституции, а также закрепить в Основном законе принципы до­стойного пенсионного обеспечения, имею в виду здесь и регулярную индексацию пен­сий, — сказал тогда президент.

Выносимые на общероссийское голосо­вание поправки касаются и медицинской сферы. В Конституцию будет добавлен пункт, согласно которому в совместном ве­дении федерального центра и регионов бу­дут вопросы «обеспечения оказания доступ­ной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью». Ранее речь просто шла о «вопросах здравоохранения». Теперь же пункт наполняется конкретным содержа­нием. И то, что в главном законе страны прямо говорится о «доступной и качествен­ной медицинской помощи», будет веским аргументом для развития отечественной системы здравоохранения.

Экономическое развитие

Еще одно новое положение, которое пред­лагается одобрить гражданам, — статья 75.1. Согласно ее содержанию, в Российской Фе­дерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного до­верия государства и общества, гарантируют­ся защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансиро­ванность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, по­литическая и социальная солидарность.

То есть государство, во-первых, обязу­ется способствовать экономическому разви­тию страны, притом оно должно быть на­правлено на повышение благосостояния граждан, во-вторых, расширенную трактов­ку получает право на труд. Внедрение в Основной закон государства малоприемлемого для 1990-х годов понятия «уважение человека труда» говорит об акцен­тировании внимания на этой сфере. Напом­ним, что в рамках этой логики в России в 2013 году по инициативе президента было восста­новлено звание «Герой труда».

Строгость к чиновникам

Курс на «национализацию элит» был объявлен еще несколько лет назад. Отдельно подчеркивался тот тезис, что слуга народа, а тем более занимающий высокую государствен­ную должность, должен четко для себя опре­делить: или он полностью «с Россией», или может найти себе другую сферу деятельнос­ти, если ищет «подстраховку» за рубежом.

Никто не утверждает, что человек, име­ющий второе гражданство или вид на жи­тельство, — предатель. Но если он находит­ся на госслужбе, принимает государствен­ные решения, то логично требовать от него ограничений по этой части. Поправки запрещают ряду представите­лей власти иметь иностранное гражданство и счета за рубежом, а также хранить налич­ные денежные средства и ценности в инос­транных банках, расположенных за преде­лами территории РФ. Это касается прези­дента РФ, парламентариев, премьер-мини­стра РФ, вице-премьеров, министров, руко­водителей федеральных органов исполни­тельной власти, глав регионов и даже су­дей, прокуроров и уполномоченного по пра­вам человека в РФ.

Примечательно, что Владимир Путин сам высказался за то, что необходимо вве­сти такую запретительную норму и для ру­ководителя государства.

— Это важная охранительная норма, кото­рая уравнивает всех лиц, имеющих большие должности в стране, — прокомментировал дан­ную поправку председатель комитета по го­сударственному строительству и законода­тельству Госдумы Павел Крашенинников.

За мир и суверенитет

Конституцию предлагается дополнить и статьей 79.1. Она устанавливает междуна­родный вектор деятельности страны. «Рос­сийская Федерация принимает меры по под­держанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирно­го сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутрен­ние дела государства», — говорится в ней. Фактически конституционность приобрета­ет тезис главы государства, обозначенный им еще в знаменитой «Мюнхенской речи» 2007 года. На протяжении всего последующего пе­риода Россия реализовывала эту концепцию, направленную на поддержание многополяр­ного мира, где не допускаются вмешательства в дела других государств, а суверенитет и не­зависимость стран являются приоритетом.

В той же парадигме отстаивания нацио­нального суверенитета, защиты национальной гордости и недопущения перекраивания гра­ниц лежат и еще две предлагаемые новации. Решения межгосударственных органов, иностранных судов и арбитражей, противо­речащих основам публичного правопорядка РФ, не подлежат исполнению в России. Это будет решать Конституционный Суд. Кстати, подобная практика за последние годы вхо­дит в правовое поле многих государств. Все больше стран начинают придерживаться под­хода, который хотят использовать и в новых поправках в Конституцию России. Италия, Франция, Германия — все они в последние годы принимали судебные решения, соглас­но которым национальная конституция ста­вилась выше международного права. Еще одна предлагаемая поправка в Кон­ституцию предусматривает запрет на дей­ствия по отчуждению части территории РФ, а также призывы к ним. Норма логичная, и могла бы быть закреплена еще в редакции 1993 года, но очевидно, что обстановка тог­да была неподходящая. Теперь это несоот­ветствие устраняется, а механизм защиты и охраны территориальной целостности приобретает конституционный статус.

Совершенствуя госуправление

Ряд поправок можно назвать организа­ционно-управленческими. Они касаются в целом механизма формирования высших органов власти страны, полномочий и зон ответственности, а значит, опосредованно касаются жизни каждого россиянина.

В частности, поправки расширяют пол­номочия Государственной Думы. Согласно документу, российскому парламенту теперь предстоит утверждать кандидатуру пре­мьер-министра и федеральных министров. Таким образом, процедура формирования российского правительства становится более публичной, а это, в свою очередь, наклады­вает ответственность и на правительство, и на парламентариев. Кандидатуры «не сило­вых» членов кабмина будут обсуждаться в комитетах, во фракциях — причем публично, на глазах у общественности. Министры сило­вого блока будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации.

Верхней палаты касаются и другие из­менения. Так, квота для кандидатов в Сов- фед, предложенных президентом РФ, уве­личивается с 17 до 30 человек, при этом семь из них смогут работать в верхней па­лате пожизненно. Такими пожизненными сенаторами смогут становиться и бывшие президенты: их опыт пригодится в стране. И еще одна новация — члены верхней пала­ты парламента получают право официаль­но именоваться сенаторами.

При этом предлагаемая к внесению статья 103.1 вводит понятие парламентского контро­ля, предполагающего «в том числе направлять парламентские запросы руководителям госу­дарственных органов и органов местного са­моуправления по вопросам, входящим в ком­петенцию этих органов и должностных лиц».

Впрочем, нельзя делать вывод, что Рос­сия шагает к парламентской республике. О том, что эта модель не подходит для стра­ны, не раз говорили эксперты. С ними со­гласен и Владимир Путин.

— Возможно ли это применение у нас? Теоретически — возможно. Целесообразно или нет? У каждого свое мнение на этот счет. Я считаю, что нет. Нам лучше не экспери­ментировать, — прокомментировал такую возможность глава государства.

По его мнению, для России с ее огром­ной территорией, с многоконфессиональностью, с большим количеством наций, наро­дов и народностей «нужна всё же крепкая президентская власть». Таким образом, это всё как раз примеры настройки, повышения эффективности всей системы госуправления. В эту же логику укладывается и исчезнове­ние из статьи 81 об ограничении президентс­ких полномочий двумя сроками слова «под­ряд». При этом, по инициативе первой женщи­ны-космонавта, а ныне депутата Госдумы Ва­лентины Терешковой, была проработана нор­ма, которая запускает данный способ отсчета со следующих президентских выборов. Таким образом, за Владимиром Путиным сохраняет­ся возможность продолжить работать на бла­го страны, если он решит избираться на пост президента. Очевидно, что подобное положе­ние дел не радует разве что неблагожелате- лей России — многие из них хотели бы, чтобы дискуссия о главе государства приводила бы к внутренним разладам в стране и ослаблению нашей Родины. Теперь же при одобрении на общероссийском голосовании комплекса изме­нений в Конституцию стабильность курса на развитие страны будет подкреплена и возмож­ностью Владимира Путина продолжить тру­диться в качестве президента России.

Благодаря вносимым поправкам разви­тие получит и система местного самоуправ­ления — то есть та, которая наиболее близ­ка к жителям. Во-первых, в Конституцию вводится понятие «публичной власти» как объединяющего термина для органов госу­дарственной власти и муниципалитетов. По этой логике конституционно устанавливает­ся взаимодействие этих двух уровней влас­ти «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающе­го на соответствующей территории». Также значительно детальнее прописываются ба­зисные вещи для органов местного самоуп­равления, уточняется ряд формулировок.

Уважение к памяти

Еще одна важная новация, предлагае­мая к внесению в Основной закон, — консти­туционное закрепление того, что «Российс­кая Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту историчес­кой правды». Этот тезис приобретает осо­бую актуальность в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Переписы­вание истории, попытка умалить роль нашей Родины в разгроме нацизма, реабилитация военных преступников и их пособников в отдельных странах, к сожалению, использу­ются недругами России. И то, что страна кон­ституционно закрепляет задачу отстаивать правду, является показателем приоритетов. Страна, выигравшая самую страшную вой­ну, не имеет права проиграть память о ней.

10 приведенных блоков — это десять аргументов, которые показались нам наи­более вескими, чтобы поддержать на об­щероссийском голосовании изменения в Конституцию РФ. Очевидно, знакомясь с предлагаемыми поправками, каждый найдет для себя еще несколько важных аргументов, чтобы сказать «да».

Георгий АЛЕКСАНДРОВ

 

 

 


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить