В Брянской области на развитие спорта и физкультуры предусмотрены 1,7 млрд. руб.
Заседание провёл Герой России Александр Постоялко. Главной темой обсуждения стал прогноз ...
В жизни города, как и в судьбе любого человека, есть много знаменательных дат, сыгравших значительную роль, а возможно, и ставших точкой отсчёта нового, интересного жизненного периода, о котором хочется рассказывать.Тем более, если эта дата связывает не одно поколение стародубчан да, к тому же, она ещё и юбилейная.
1 сентября 2020 года исполнилось 50 лет со дня открытия при Стародубском районном Доме пионеров на базе школы им. Октябрьской революции авиамодельного кружка. Прямо напротив здания этого образовательного учреждения располагались мастерские, где и решили претворить свою идею в жизнь Н. Г. Рудой и В. В. Суханов.
Николаю и Валерию, с детских лет увлечённым авиацией, хотелось найти единомышленников, поэтому, не думая о трудностях, они начали буквально с нуля, не имея ничего, кроме огромного желания делать то, что занимало все мысли и не давало покоя.
«К этому времени я закончил, как мне тогда казалось, учебу в Харьковском авиационном институте, а точнее ушел с середины третьего курса и собирался идти в армию. Рудой к этому времени уже отслужил, поэтому организационные вопросы пришлось решать ему, — вспоминает Валерий Васильевич Суханов. — На первое занятие 1 сентября 1970 года пришло около 30 ребят, которые были моложе нас на 11,10, 9 лет. Те, которые по-настоящему заинтересовались авиацией. Им хотелось узнавать новое, мастерить что-то своими руками. Среди них был, к примеру, С. М. Смирнов (бывший мэр города Брянска), Б. В. Поздняков, закончивший впоследствии ХАИ, и многие другие ребята, которые в дальнейшем связали свою жизнь с настоящей авиацией: стали пилотами, техниками, инженерами. Другие же, овладев иными профессиями, продолжили заниматься любительской авиацией».
Вот так и началась в отреставрированном Доме пионеров на улице Советской эта история длиной в 50 лет. Известно, что ничто никогда не возникает на пустом месте. Открытию такого серьезного для небольшого провинциального городка кружка тоже должно было что-то предшествовать. Например, моему собеседнику Валерию Васильевичу, стоявшему у истоков развития авиаимоделизма в Стародубе, судьба часто подавала знаки, и нужно было только вовремя увидеть их и принять правильное решение.
Первое знакомство с самолетом произошло у Валерия в очень раннем возрасте. Гуляя во дворе своего дома, он вдруг услышал какой-то странный рокот, доносившийся с неба. Поскольку деревьев вблизи было мало (большинство из них во время войны были спилены на дрова), мальчишке удалось рассмотреть даже вращающиеся спицы на колесах этой странной ревущей громадины, пронёсшейся очень низко над ним. Это стало не только самым ярким воспоминанием детства, именно в тот момент зародилось желание во что бы то ни стало узнать, что же это такое.
Научившись с помощью отца и газеты «Труд» рано читать, мальчик запоем читал газеты, особенно всё, что было хоть мало-мальски связано с самолётами. Когда ему исполнилось 7 лет, он впервые пришел в Дом пионеров. Ребята постарше что-то мастерили, используя подручные средства, папиросную бумагу. Всмотревшись, мальчик понял, что это самолёт.
«Это был шаг к моей уже сформировавшейся в то время мечте, и я сразу же пошёл записываться в кружок, — продолжает свой рассказ В. В. Суханов. — Руководил им М. А. Недбайло. После войны он какое-то время находился в наших краях вместе с полком бомбардировочной авиации, потом полк куда-то передислоцировался, а Михаил Афанасьевич так и остался жить и работать в нашем городе. Посмотрев на меня, он сказал, что я ещё маловат, но, тем не менее, посещать кружок разрешил. К сожалению, это продолжалось недолго. Как-то в очередной раз торопясь на занятия, я нёс сделанную своими руками почти готовую модель. На улице Пионерской мне на пути встретился местный хулиган по кличке Косматый. Увидев у меня самолёт, он решил отнять его, я же, в свою очередь, ни за что не хотел с ним расставаться, изо всех сил тянул его к себе, и самолет сломался. Я расплакался и в кружок больше не пошёл».
Но не только авиация и самолётостроение занимали в то время мысли мальчишек тех лет. Им не сиделось на месте в поисках приключений и впечатлений. Так и герой нашего рассказа решил в 12 лет вместе с друзьями добраться на плоту из Стародуба в Киев. Хорошенько поразмыслив и взвесив все за и против, ребята поняли, что путешествие водным путём вряд ли возможно и остановились на велосипедах, заработать на которые решили сами. На торфопредприятие их приняли в качестве подсобных рабочих.
«Мы ворочали торф, когда он подсыхал, грузили его и отвозили. Население в то время использовало его для отопления, да и наш овощесушильный комбинат работал на этом топливе. Заработав на велосипеды, в августе 1962 года, имея с собой палатку, запас сала и 26 рублей на 6 человек, мы отправились в путь, — рассказывает В. В. Суханов. — До Чернигова мы добрались 18 августа, как раз в День авиации. Там на центральной площади стояли несколько самолётов: Л-29, Миг-21 и Миг-17, на котором даже запускали мотор. Это отложилось в памяти. На следующий год мы снова отправились по тому же маршруту».
Становясь с годами старше, Валерий не оставлял свою мечту. Будучи учеником 11 класса он с разрешения директора М. А. Емельяненко организовал при школе авиамодельный кружок, выступив в роли руководителя, который ненамного отличался по возрасту от приходивших на занятия ребят. «Они были на 2 года младше меня, — вспоминает В. В. Суханов. — Например, Саша Серебряков, Юра Москаленко. Школа выделила нам деньги (13 руб. 50 коп. наличными) на моторчик, я отправился в ДОСААФ г. Клинцы, где приобрёл его. Под него мы изготовили модель и запустили её. Знания нужно было постоянно пополнять, и здесь на помощь приходили журналы: «Крылья Родины», «Моделист-конструктор», а также польские, чешские. Литературы в нашей библиотеке хватало. Кроме того, после войны издавалось очень много военных мемуаров. Всё, что было написано кем бы то ни было об авиации, самолётах, я находил и читал. Пополняя таким образом знания, я неплохо разбирался в моделизме, планеризме и многих других вопросах».
Так прошло три месяца, нужно было готовиться к экзаменам, всё же это был выпускной класс, и заниматься пусть даже любимым делом в ущерб учёбе было не позволительно.
В 60-х годах страну охватило массовое увлечение космонавтикой, и кружковцев попросили изготовить копию корабля-спутника, чтобы показать её 7 ноября на праздничной демонстрации. Валерий Суханов, Александр Джем и Анатолий Короткий взялись за дело. К 7 ноября копия была готова: 2 м по длине и почти метровая по диаметру, из фанерного корпуса торчали 3 стабилизатора, сверху – люк. Все было электрифицировано, внутри сидел мальчишка, переключал автоматику, лампочки загорались, мигали, и выглядело это очень эффектно. Сидящему внутри сделали шлем как у космонавта из бумаги, дали красный флажок. И вот в кульминационный момент, когда заиграл гимн, он вылез из люка и помахал флажком. Это произвело невероятный фурор.
«В 1970 году мы успели провести всего лишь несколько занятий, — вспоминает мой собеседник, — и в ноябре меня забрали в армию. Я попросил Николая Рудого не прекращать заниматься с ребятами. В те годы в советской стране была развита услуга «Товары – почтой». Это очень удобно: приходишь на почту, выбираешь по каталогу модель, оплачиваешь заказ, и он приходит через 7-10 дней. Стоили посылки недорого, но были незаменимым подспорьем в нашем деле, так как набор содержал всё необходимое плюс прилагалась подробная последовательная инструкция».
Служить Валерию Васильевичу довелось в военно-воздушных силах. После учебки он был отправлен в Новосибирск в штаб ВВС и продолжил службу в качестве планшетиста командного пункта управления полётами ВВС Сибирского военного округа: «Служить было нелегко, но всё же я был при том любимом деле, которое сопровождало меня всю жизнь. Там я научился многому. Через полгода отправился в отпуск домой. Когда приехал, увидел кружок в составе 15 человек, у каждого была модель, может, где-то и выполненная неправильно, но её можно было поправить и облетать. Это был тот костяк, который вырос до сегодняшнего клуба и остался верен авиации. Мы часто встречаемся, общаемся, вспоминаем те годы».
За время отпуска все модели были приведены в лётное состояние и их облетали. Особенно хорошо летали модели планеров.
В 1972 году, демобилизовавшись из армии, В. В. Суханов привез с собой модель воздушного боя — современную, хорошо летающую — и 5 декабря 1972 года на площади Стародуба были устроены показательные полёты. С этого дня они не прекращались. Кружковцы ежегодно участвовали в соревнованиях районного и областного масштабов, а начиная с 1974 года стали добиваться успехов, имея в наличии резиномоторные, радиоуправляемые, пилотажные модели, а также модели-копии. Видя, что в Стародубе достаточно серьезно развивается этот вид спорта, начиная с 1973 года, наших авиамоделистов стали брать в состав областной сборной для участия в зональных соревнованиях. В 1973 году они в составе команды Брянской области впервые приняли участие в первенстве РСФСР по авиамодельному спорту в Ногинске, где показали модель воздушного боя и заняли 2-е место. Пилотом был В. В. Суханов, механиком — Б. В. Поздняков. На следующий год результат был повторен.
Понимая, что без знаний не обойтись, ведь развитие авиации не стоит на месте, В. В. Суханов восстановился в институте. Новые идеи, технологии, привозимые им оттуда, дали свои результаты. Это был период становления, который помог кружковцам овладеть опытом и крепко стать на ноги. «Мы осваивали всё семимильными шагами, — с гордостью продолжает мой собеседник. – В то время я серьезно занимался в СКБ (студенческом конструкторском бюро) гидросамолетом ХАИ-30, заканчивая факультет авиадвигателестроения. К 1975 году наш авиамодельный кружок перерос себя. В 1973 году, возвращаясь с областных авиамодельных соревнований, ребята предложили сделать не модель самолета, а что-то посерьёзнее. Мы тут же занялись делом, и 5 ноября у нас поехали первые аэросани. На следующий год, опять-таки возвращаясь с очередных соревнований, мы решили построить самолет, а 26 ноября 1974 года он был готов. Самолёт назывался «Тореадор-13», но он не полетел. Это означало, что знаний по-прежнему недостаточно. Я закончил ХАИ, и в 1980 году наш планер полетел в Закарпатье, где я был по распределению после института. В сентябре 80-го был поднят в небо ещё один планер в Стародубе. В 1981 году, через полгода, у нас полетел мотопланер, в 1985-м — двухместный планер, который легко переделывался в мотопланер и назывался «40 лет Победы». И это был уже не кружок, а всероссийское движение, начало которому было положено в Стародубе».
Вскоре на базе других школ тоже стали образовываться авиамодельные кружки. Их вели те, кто стоял у истоков развития авиамоделизма на Стародубщине. Появилось два кружка и в Доме пионеров, где занимались на общественных началах по двум направлениям — авиамодельное и техническое творчество.
«Количество желающих заниматься авиамоделизмом заметно увеличивалось. Со временем появились: станция юных техников, потом профсоюзный клуб при заводе «Реле», клуб «Юный авиатор», юношеская планерная школа, а затем и аэроклуб, — сказал в завершение мой собеседник. – Но это была уже совершенно новая история, не менее яркая и интересная, которая продолжается и сегодня…».
Нелли Исаева
Заседание провёл Герой России Александр Постоялко. Главной темой обсуждения стал прогноз ...
Клинцовский ветеран Евгений Арефин и его супруга недавно вернулись из Беларуси, где прошли курс ...
В России стартовал конкурс «WOW! RUSSIA», направленный на формирование сообщества иностранных ...
Это событие является центральным для флагманского проекта Движения Первых «Первая ...
Дмитрий – участник специальной военной операции, и во время своего короткого отпуска он вместе ...
Так, 65,8 млн. руб. направят на исполнение мероприятий по улучшению экологической обстановки в ...