«Нет в России семьи такой…»

78 лет минуло со дня окончания Великой Отечественной войны, исковеркавшей людские судьбы, вырвавшей своими кровавыми лапами из миллионов семей их родных и близких. Даже спустя столько времени боль тяжёлых утрат не утихает и по сей день: щемящим эхом она отзывается в сердцах наших дорогих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остаётся всё меньше и меньше, в сердцах тех, чьё детство было опалено войной, кто видел своих отцов только на фотографиях, кто наравне со взрослыми трудился до седьмого пота в тылу, кто побывал в фашистских застенках, кто восстанавливал страну из руин в трудные послевоенные годы…
«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой. И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…» Какие же трогательные и невероятно точные строки песни к кинофильму «Офицеры», написанной ещё в 1971 году! Прошло уже более 50 лет, но они и сегодня пронизывают душу насквозь, когда в рядах многомиллионного Бессмертного полка с портретами своих героев с гордостью шагают их дети, внуки и правнуки…
Войной соединённые судьбы
Есть свои герои и в моей семье. Только по материнской линии на фронтах Великой Отечественной воевали шестеро моих дедов.
О боевом пути своего дедушки Булко Степана Фёдоровича, к сожалению, знаю немного. Когда его не стало, мне было 8 лет. В моей детской памяти он запечатлелся добрым, весёлым, знающим много шуток-прибауток, и непременно верхом на лошади. О войне дед Степан никогда не рассказывал. Помню только, как мы, внуки, собравшись в доме, достанем украдкой из чемодана его ордена и медали и играем с ними. Не понимали ведь тогда, какую ценность держим в руках, сколько крови и пота дедом пролито, чтобы защитить родную землю от врага, чтобы появились на свет и жили под мирным небом мы, его дети, внуки и правнуки.
Свои награды дедушка никогда не носил, да и пиджака парадного у него не было – не любил он это. Может, не хотел вспоминать, что ему пришлось пережить, когда топтал сапоги по фронтовым дорогам, терял боевых товарищей, когда каждый новый день мог стать для него последним. Наверное, поэтому и не рассказывал о войне даже своим детям, понимая, что они и так хлебнули сполна: одни – пока отец был на фронте, другие – родившись в тяжёлое послевоенное время.
Боевой путь С. Ф. Булко оказался долгим. В армию был призван в 1938-м году, с 1939-го по 1940-й участвовал в Советско-финляндской войне. В родном посёлке Андреевском (Дохновичского сельсовета) его ждали жена и сын. Но домой он вернулся только в 1946-м году, пройдя всю Великую Отечественную, а затем и Японскую войну. Обнять свою Ульяну Степану было больше не суждено: она умерла, так и не встретив любимого мужа с фронта, но подарив ему своё продолжение – сына Володю.
Навсегда 30-летним остался родной брат деда Степана: зимой 1944-го года в село Дохновичи пришла похоронка на имя Булко Василия Фёдоровича. О рождении своей младшей дочери дед Василий так и не узнал, а старшая умерла, когда её отец освобождал родную землю от фашистов. Сражался он на 2-м Украинском фронте в 6-й стрелковой дивизии. Погиб при освобождении г. Кировограда. Спустя годы после войны родным стало известно, что похоронен он в братской могиле близ украинского села Бутки. После войны С. Ф. Булко женился на своей овдовевшей снохе – моей бабушке Александре Лаврентьевне. Они вместе воспитывали двоих осиротевших детей – сына и дочь, которые стали для них одинаково родными. Потом у них появилось ещё четверо совместных детей. Одна из них – моя мама Ульяна Степановна Колбеева, которая родилась в 1947-м году. Названа она была в честь первой жены деда Степана, а одному из своих сыновей родители дали имя Василий – в память о погибшем муже и брате.
Вернувшись с фронта, С. Ф. Булко вместе со своими односельчанами восстанавливал разрушенное войной хозяйство. Много лет, начиная с 1946 года, работал председателем колхоза «Заря» (в то время сельхозартель), а после его объединения с колхозом «Красный маяк» (с. Картушин) – ещё долгое время трудился бригадиром, ухаживал за животными, а в последние годы был лесником. В 1959-м году в Казахстане, на целине, трагически погиб его старший сын Владимир. Деда не стало в 1982-м году, а через 6 лет умерла бабушка Саша…
В с. Картушин, около дома, где жил дедушка, как напоминание о нём, и сегодня растёт раскидистая берёза, которую он когда-то посадил. Объедет, бывало, свои лесные владения, а потом, вернувшись домой, привяжет коня за её белый ствол, сядет на траву, достанет кисет с махоркой, закурит и молча смотрит вдаль…
Как самую большую ценность мама хранит военный билет своего отца, удостоверение участника войны и его боевые награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Японией».
Братья-фронтовики
Тяжёлая судьба была уготована моей бабушке Александре Лаврентьевне. Родилась она в 1916-м году в селе Левенка, была третьим ребёнком в семье и единственной сестрой шестерых своих братьев Ивана, Федора, Петра, Василия, Михаила и Владимира Потупо. Девочка так и осталась на всю жизнь безграмотной: в школу она не ходила, потому что была нянькой для своих младших братьев и незаменимой помощницей по хозяйству. Все женские, а зачастую и мужские, заботы легли на её плечи.
На фронтах Великой Отечественной сражались четверо её братьев. Пройдя дорогами войны, трое из них — Иван, Федор и Василий — встретились в Берлине! Вот такой подарок преподнесла им жизнь!
Парадный пиджак Ивана Лаврентьевича Потупо украсят боевые награды: медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орден Отечественной войны II степени. Пожизненно при нём оставила война и ещё одну «награду»: после тяжёлого ранения дед Иван лишился правого глаза. Был он шофером в инженерных войсках, подвозил снаряды бойцам. После войны жил и трудился в родном селе Левенка. Его не стало в 1987 году.
Раненым и совсем больным вернулся с фронта Фёдор Лаврентьевич Потупо. После празднования Дня Великой Победы над Германией он прожил всего 5 лет и умер в 1950-м году. Боевые награды деда Фёдора передаются из поколения в поколения. Также в числе семейных реликвий – именная благодарность, подписанная командиром части, генерал-майором Пруссом. «Уважаемый Потупо Фёдор Лаврентьевич! Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 23 апреля 1945 года нашим войскам, прорвавшим оборону немцев и ворвавшимся в Берлин, в том числе и Вам, объявлена благодарность», — гласит надпись на пожелтевшем от времени листке.
Даже не успев попрощаться с родственниками, ушёл защищать Родину и Василий Лаврентьевич Потупов, написав для них лишь короткую записку. Курсант Орловского пехотного училища стал защитником Москвы, принял участие в освобождении калужской земли. Потом были Сталинград и изнуряющие кровопролитные бои в ростовских степях на реке Миус.
После войны с тремя медалями «За отвагу» на груди дед Василий вернулся на Брянщину, поступил в Новозыбковский учительский институт на историческое отделение. Там встретил свою любовь и будущую жену. После окончания института по направлению молодые супруги поехали работать в Унечский район, в Добрикскую семилетнюю школу: Василий Лаврентьевич — директором, Любовь Семёновна – учителем русского языка и литературы. Спустя год перебрались поближе к дому, в Стародубский район. Стали работать в Лужках. Сначала оба учительствовали, позднее В. Л. Потупов был директором Лужковского детского дома, а потом — директором тамошней семилетки. В 1956 году Василия Лаврентьевича перевели директором школы в Скоробогатую Слободу Новозыбковского района. Его не стало в 1982-м году.
А Петр Лаврентьевич Потупо погиб в 1942-м году. Место захоронения солдата долгое время оставалось неизвестным. Сын его брата Евгений Васильевич, долгие годы возглавлявший «Брянскую учительскую газету», вспоминает, как в 1971 году они с отцом Василием Лаврентьевичем отправились по местам боёв 2-й Ударной армии Волховского фронта, надеясь отыскать могилу Петра, погибшего где-то под Старой Руссой, но безуспешно. Через несколько десятилетий его останки были найдены по смертному медальону поисковиками отряда «Долина» в районе Мясного Бора Новгородской области.
Они будут жить!
Вот такая история моей семьи. Одна из тысяч, одна из миллионов…
Трое моих дедов — братьев Потупо — теперь навсегда вместе и покоятся на кладбище их родного села Левенка. Рядышком друг с другом на погосте в с. Картушин лежат дедушка Степан и бабушка Саша…
Но память о них жива и будет жить, освещая немеркнущим светом тяжелейший путь, пройденный солдатами Победы, их родными и близкими. Они навсегда останутся в своём продолжении: 15 детях и 29 внуках! Они будут жить в сердцах своих правнуков и праправнуков, которые примут эстафету памяти и с гордостью пронесут в рядах Бессмертного полка фотографии героев своей семьи – героев поколения Победителей.
Татьяна Маньковская